Проблематика поселений на особо охраняемых природных территориях. Алтайский заповедник

Проблематика поселений на особо охраняемых природных территориях. Алтайский заповедник

Начнем с понятия, что такое ООПТ России. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника (далее - заповедники), 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников федерального значения (далее - федеральные заказники), которые вместе занимают 2,7 процента общей площади территории Российской Федерации. В целях дальнейшего развития географической сети особо охраняемых природных территорий до 2020 года предусматривается:

создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника;

провести расширение территорий, существующих 11 заповедников и 1 национального парка. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В нашей статье речь пойдет о заповедниках. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Но в соответствии с п. 4 Статьи 9 ФЗ №33 (Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников), на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Одним из таких участков является село Яйлю. Официальной датой образования села Яйлю считается 1812 г. В 1932 г. село Яйлю становится базой для управления Алтайским государственным природным заповедником, в селе открывается научный отдел с музеем, библиотекой и метеостанция, а в 1965 здесь открывается Телецкая озерная станция. Село находится непосредственно на территории Алтайского Государственного Природного Заповедника (АГПЗ), здесь находится его центральная усадьба. В селе живут и работают сотрудники заповедника и Озерной станции. История села неразрывно связана с деятельностью Алтайского заповедника. Практически 75 лет управление селом осуществлялось администрацией. Все хозяйственные вопросы решались Научно Техническим Советом заповедника и собственно директором. Директор заповедника постоянно находился в селе. Особый режим заповедной территории, подразумевал в том числе отсутствие права ведения определенных видов хозяйственной деятельности, права собственности на земельные участки, а также недвижимого имущества. В Советское время такой порядок вещей собственно всех устраивал. Работники жили в ведомственном жилье (капитальное строительство велось исключительно заповедником), выделялись служебные наделы. Здесь можно сделать некоторую поправку. В 1951 году 10 сентября Совет Министров РСФСР вынес Постановление «О ликвидации Главного Управления по заповедникам при Совете Министров РСФСР и об упразднении отдельных заповедников», в том числе и Алтайского заповедника. В 1958 году 24 мая Совет Министров РСФСР дал Распоряжение № 2943-р, в числе ряда заповедников восстановить и Алтайский заповедник, площадью 914 777 гектаров. Летом 1961 году Алтайский заповедник был опять расформирован. В 1965-1967 гг. научная общественность Сибири и преимущественно Сибирского отделения Академии Наук СССР, Алтайского отдела Географического общества СССР, Алтайского краевого общества охраны природы поднимает вопрос о целесообразности организации Алтайского заповедника в территориальных рамках ранее существовавшего Алтайского заповедника. Т.е., как мы видим, заповедник расформировывался несколько раз, при этом, село Яйлю становилось обычным селом, причем первый раз на 7 лет, и второй раз на 6 лет, достаточно большой срок.

Ситуация начала меняться с развалом Советского Союза. Постепенно роль администрации заповедника в управлении селом начала снижаться. В первую очередь это было связано с недостатком финансирования заповедника как организации. Во-вторых, в 1999 году сгорело здание конторы. И как следствие новая администрация расположилась сначала в поселке Артыбаш, а затем в городе Горно- Алтайск. По сути село осталось без управления. В 2007 году по инициативе администрации заповедника был создан Общественный совет, в который вошли наиболее авторитетный люди, выбранные на сходе села для решения вопросов местного значения, таким образом произошла интеграция общественного мнения в систему управления поселком наравне с администрацией заповедной территории. Была заложена новая основа для диалога человека и ООПТ, что является одним из основополагающих принципов развития современных биосферных резерватов.

26 мая 2009 года Алтайский заповедник включён во всемирную сеть биосферных
резерватов программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Всемирная сеть биосферных резерватов (англ. World Network of Biosphere Reserves) создана в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и объединяет в себя особо охраняемые природные территории, призванные демонстрировать сбалансированное взаимодействие природы и человека, концепцию устойчивого развития окружающей среды. Международная сеть является своеобразным двигателем для обмена знаниями и опытом, для образовательных и исследовательских программ, для мониторинга и для принятия совместных решений. В данном контексте село Яйлю является неким полигоном для исследования основных принципов биосферности так как с одной стороны находится на территории ядра (ядро, или основная территория, — наименее нарушенная экосистема) в специально выделенной зоне с ограниченной хозяйственной деятельностью, а с другой стороны является поселком со всеми вытекающими от сюда последствиями. Во вновь принятом плане управления биосферным резерватом было принято решение развивать село Яйлю, как экологическое поселение на биосферной территории. Это подразумевает: применение экологически чистых энергосберегающих технологий (в Яйлю введена в эксплуатацию единственная в России дизель- солнечная электростанция); рациональное природопользование, как обязательный элемент проживания на ООПТ. Устойчивое рациональное природопользование является неотъемлемой частью существования местного коренного населения; развитие контролируемого экологического туризма и как следствие повышение благосостояния местного населения. (В данный момент происходит развитие сети зеленых домов, проводятся экскурсии по местным достопримечательностям, в том числе и на моторных лодках и катерах по озеру. На водопаде Корбу работают чайные домики, где можно перекусить и отдохнуть, работает визит центр заповедника, можно купить сувениры); реализация брэнда поселка, т.е. создание и оформление инфраструктуры.( В данном случае акцент сделан на природных материалах, а конкретнее плавнике, которого в избытке на прилегающих берегах); участие местного населения наравне с заповедником в решении вопросов местного значения путем создания Общественного Совета, а затем эволюции Общественного Совета в ТОС (Территориального Общественного Самоуправления). На последнем пункте можно остановиться поподробнее.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в соответствии со статьей №27 ФЗ №131.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

   ТОС это право граждан РФ на самоорганизацию для решения вопросов местного значения («Каждый имеет право на объединение» ст.30 Конституции РФ). Деятельность ТОС регламентируется:

1.Конституцией Российской Федерации;

2.Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

3.Федеральным законом №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях»;

По сути создание ТОС это эволюция Общественного Совета в более мощную структуру самоуправления. С расширенными возможностями, и данная жителям в соответствии с законом. Через Территориальное Общественное Самоуправление, если оно понятно, граждане приобщаются к демократии, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь соответствующей территории и государства в целом. ТОС это возможность гражданам РФ организовать самоуправление на местах, данная государством. Это модель социального партнерства власти и гражданского общества, возможность налаживать инфраструктуру поселений с помощью государства минуя бюрократический аппарат.

ТОС является инструментом взаимодействия органов местного самоуправления и жителей некой территории в данном случае поселка не являющегося поселением. ТОС взаимодействует с администрацией заповедника, муниципальным образованием «Артыбашское сельское поселение», к которому относится поселок Яйлю и другими общественными объединениями, социальными партнерствами и организациями по решению вопросов местного значения и получения финансирования.

Простыми словами ТОС нужен для:

  1. Реализации конституционного права жителей на объединение для решения вопросов местного значения.
  2. Создания схемы взаимодействия жители поселка – администрация заповедника. В том числе решения неких спорных ситуаций, которые могут возникать в том числе в контексте противоречия двух законов №131 «О местном самоуправлении» и ФЗ №33 «Об ООПТ».
  3. Построения и поддержания инфраструктуры поселка.
  4. Участие в реализации социальных проектов, грантовых проектов, бизнес проектов, направленных на улучшение жилищных условий, создание рабочих мест, создание инфраструктуры, получения финансирования из различных источников на развитие села.

ТОС это организационно - правовая форма, действующая на определенной территории, установление границ которой осуществляет Совет Депутатов Поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. То есть ТОС по сути является частью органов местного самоуправления не являясь при этом органом власти.

Создание Территориального Общественного Самоуправления в какой- то мере решает проблему администрирования села, тем более что заповедник в лице администрации по сути не обязан решать вопросы местного значения, касающиеся жизнедеятельности поселка.

В общем, подводя итоги можно сказать следующее. Яйлю за 20 с лишним лет преобразовался из закрытого заповедного поселка в экологическое поселение на базе биосферного резервата, что несколько расширяет горизонты развития территории. Структура управления поселением меняется в сторону большей демократизации (создание ТОС). Происходит интеграция поселка в жизнь муниципального образования «Артыбашское сельское поселение». В том числе за счет того, что директор заповедника одновременно является членом совета ТОС и депутатом совета депутатов МО «Артыбашское сельское поселение». Широко развивается туристическая инфраструктура и предпринимательство. Активно развивается строительство зеленых домов, на водопаде Корбу работают чайные домики, сувенирные лавки. Происходит процесс инвестирования средств в поселок со стороны различных  организаций, конкретный пример: строительство дизель солнечной электростанции.

 Территориальное общественное самоуправление было создано инициативной группой, состоящей из авторитетных людей, проживающих на данной территории, и это не случайно, ведь кто как не они знают проблемы и противоречия села изнутри. Наивысшим органом управления ТОС является собрание жителей, что как не это можно назвать реальной демократией. Гармоничное развитие отношений человека и природы, что как не это, является одним из важнейших постулатов биосферности.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
    "Об особо охраняемых природных территориях".
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
    "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012).
  4. www.altzapovednik.ru/‎

Скачать документ: