Особенности психофизиологического статуса детей в период летнего отдыха на территории Алтайского биосферного заповедника

Особенности психофизиологического статуса детей в период летнего отдыха на территории Алтайского биосферного заповедника

Период летнего отдыха на территории Алтайского Биосферного заповедника

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава
МБОУ ДО «Центр детского творчества г.Горно-Алтайска
ФГБУ «Алтайский государственный заповедник»
Москва, Горно-Алтайск, Яйлю, Россия

Анализ состояния здоровья детей и подростков России свидетельствует о том, что в настоящее время сохраняется тенденция к росту заболеваемости, к увеличению распространенности хронической патологии, к снижению числа здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Поскольку большая часть детско-подростковой популяции России – это дети, посещающие школу, то совершенно очевидно, что ряд негативных факторов школьной среды оказывают на эту ситуацию самое непосредственное влияние. Это, прежде всего, выраженная интенсификация учебного процесса (увеличение объема учебного материала при дефиците времени для его усвоения), несоответствие санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательной организации требуемым, дефицит двигательной активности, некомпетентность педагогического состава в вопросах здоровьесбережения и пр. Потенциально те же факторы могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и во время каникулярного отдыха.

Принципиальное значение имеет то, чем наполнен отдых детей, как именно он организован с качественных позиций. В течение пяти лет в летний период на территории пос. Яйлю Алтайского биосферного заповедника реализуется программа детского отдыха «Озеро чудес». Каждая смена продолжается 2 недели. В рамках программы проводятся мероприятия, акции, походы и волонтерские акции. Кроме этого, с целью повышения интереса и мотивации к чтению книг были организованы сеансы чтения вслух в условиях разных природных ландшафтов. Для оценки психофизиологического статуса детей в период пребывания в Заповеднике, а также выявления особенностей эмоционального состояния до и после сеансов книгочтения, применялись принятые в гигиене детей и подростков методы исследования: тестирование уровня невротизации с помощью специальной анкеты, мониторинг психоэмоционального состояния в динамике с использованием опросника "САН", изучение эмоционального состояния в динамике методом "цветопись" (по Лутошкину). В исследовании уже приняли участие более 60 школьников в возрасте от 10 до 17 лет.

На первом этапе мы оценивали исходный уровень невротизации участников смены. Установлено, что основным невротизирующим фактором для детей является школа. Даже в период летних каникул дети испытывают тревоги по поводу школьных проблем (57%), чувство робости (50%), боятся сделать ошибку (74%), им иногда трудно концентрировать внимание (50%), и принимать решения (70%). Также большинство детей жалуются на усталость и вялость в течение дня (60%), а также на нарушения сна (53%). При этом половина респондентов оценивают уровень своего здоровья как средний и ниже среднего (53%).

На втором этапе работы, используя опросник "САН", регистрировалось психоэмоциональное состояние детей в динамике (в начале и в конце смены). Так, изначально показатели по шкалам "самочувствие" и "настроение" у большинства детей (82% и 85%, соответственно) находились в наиболее благоприятном диапазоне шкалы. Однако высокий уровень по показателю "активность" регистрировался на высоком уровне лишь у 41% респондентов. К окончанию смены практически все показатели достигли своих максимальных значений, что, в целом, свидетельствует о выраженном положительном влиянии организованного в Заповеднике отдыха на психоэмоциональное состояние детей. Особенно значимо увеличился показатель активности – с 41% до 74%.

Третий этап работы - это выявление и оценка особенностей эмоционального состояния детей до и после сеансов чтения вслух в условиях разных природных ландшафтов. Данная методика позволяет выявить участников, испытывающих комфортное эмоциональное состояние (КЭС), уравновешенное эмоциональное состояние (УЭС) и дискомфортное эмоциональное состояние (ДЭС) до и после воздействия изучаемого фактора. Состояние эмоционального комфорта чаще всего регистрировалось у детей после сеансов книгочтения на площадках с видом на Телецкое озеро. Особенно показательна в этом отношении площадка «Мыс Чачилган», где КЭС после чтения увеличивается с 46,4% до 64,3%, а ДЭС достоверно снижается с 28,6% до 7,1% (р<0,01) при отсутствии значимых изменений со стороны УЭС (25% и 28,6%). На площадке «Пещера Покемонов» значительно и достоверно увеличилась распространенность УЭС (с 13,7% до 31,4%, р<0,05). Аналогичная ситуация сложилась и на площадке «Капитанская рубка» - распространенность УЭС увеличилась практически на 20%, тогда как ДЭС после сеанса чтения не регистрировались (до чтения – 23,5%). На остальных площадках значимых изменений не наблюдалось, однако до и после чтения вслух у более 50% детей стабильно регистрировались КЭС.

Таким образом, участниками проекта были дети со средним уровнем здоровья, испытывающие значительное невротизирующее влияние школы. Тестирование психоэмоционального состояния детей показало наиболее благоприятный уровень изучаемых показателей (самочувствия, активности, настроения) в конце периода отдыха в Алтайском Заповеднике, что свидетельствует о значительном здоровье сберегающем потенциале такой организации детского отдыха. Изменения показателей эмоционального состояния детей под влиянием сеансов книгочтения подтверждают чувствительность используемого метода оценки, а также показывают имеющиеся потенциальные возможности благоприятного изменения эмоционального статуса детей посредством приобщения детей к чтению книг. Кроме того, очевидно некоторое влияние разных ландшафтных видов на эмоциональное состояние участников.

Е.Д. Лапонова, Е.О. Романова, Е.Д. Веселовский