Даты рождения не помнит никто

Даты рождения не помнит никто

О поселении Яйлю впервые упо­минается в записях боярского сына Петра Собанского, который при­был на Телецкое озеро в 1642 году во главе казацкого отряда из Том­ска. Он не был исследователем. Цель его похода — достижение признания телесами русского под­данства, сбор ясака и строитель­ство острога, Собанский прибыл на Телецкое озеро по реке Лебедь и по долине реки Камга спустился в Яйлю. На дворе был февраль, и он был очень удивлен, увидев озе­ро не замерзшим.

Это был уже второй поход Пет­ра Собанского к берегам Телецкого озера, а первый раз он вы­шел к озеру с той же целью по реке Бии в районе Артыбаша в 1634 году. Местное население уже тог­да называло озеро по старой ал­тайской легенде Золотым — Алтын Кёль. Собанский в своих записях назвал его Телесским, по названию племени телесов, которые жили на его побережье. Позже в связи с труднопроизносимостью оно стало называться Телецким.

В своем «Памятном завещании» («Ундылбес кереес») Михаил Чевалков описывает Яйлинскую тер­расу следующим образом: «Пос­ле этого мы поплыли правой сто­роной озера по направленно к реке Камге и достигли устья одной реч­ки, называемой Яйлю-ашу, впада­ющей в Телецкое озеро. Место здесь — плоскогорье, покрытое большей частью мелким березником. Я спросил артуашских жите­лей: «Отчего здесь по Яйлю-ашу растет этот густой и красивый березняк?» Они сказали: «Прежде здесь жили тюргешцы, потом на­чали многие из них умирать от горяч­ки.  Спасаясь от этого, они ехали ниже по Телецкому озеру на Артуаш, где и жи­вут по обеим сто­ронам Бии. Этот густой и красивый лес вырос на пре­жних пашнях на­ших отцов». Это описание Чевалков сделал во время поездки по Алтаю в качестве толма­ча, сопровождая некоего чиновника Седьячева в шес­тидесятые годы XIX века.

Также о давно­сти поселения Яйлю свидетельствует «Ланд карта Кузнецкого уезда» Петра Чичагова, составленная им в 1729 году. Там впервые обозначе­на тропа от Телецкого озера к Куз­нецкому городу. Кроме того, на кар­те указаны насе­ленные пункты в устье Чулышмана, на месте совре­менного поселка Яйлю и немного ниже истока р. Бии.

Не хочется оставить без внима­ния археологические находки жи­телей Яйлю: В. В. Селегей во вре­мя прогулки по окрестностям поселка в районе Ок-порока нашел бронзовый нож ручной работы, от­носящийся примерно к ХYI-ХYII векам. Людмила Соколова свою находку — старое стремя, тоже ручной работы - нашла вообще в черте поселка.

К месту вспомнить рассказ моего отца Альчи Кунделешевича Туймешева, 1914 г. р., уроженца п. Яйлю (это ему расска­зывал его отец). Однажды один из Туймешевых во время охоты в погоне за серебристой лисой оказался на склоне горы у озера и был удивлен, обнаружив скло­ны без снега, а озеро не замер­зшим, а ведь это было зимой. О таком чуде он не замедлил со­общить своим сородичам, кото­рые жили в это время на реке Пыже. В ту же зиму племя Туй­мешевых переселилось на Яйлинскую террасу, ибо здесь были благодатные условия для кругло­годичного выпаса скота, которо­го было у моих предков в нема­лом количестве. И люди так же, как и Чевалков, обратили внима­ние на то, что терраса заросла молодым березняком, также они обнаружили развалины жилищ (аилов), а позже узнали, что на жителей этой террасы напал ужасный мор, и оставшиеся в живых бежали оттуда в страхе перед смертью.

Официально год основания по­селка Яйлю в архивных докумен­тах датируется 1812 годом. Но реально Яйлю образовался гораз­до раньше — в XVII веке, о чем я писала выше. Там жили люди тюр­кских национальностей. И на се­годня никто не скажет точной даты рождения этого уникального по­селка, причин прерывания его су­ществования и его возрождения.

На момент открытия в 1932 году Алтайского государствен­ного заповедника в п. Яйлю уже жили не только алтайцы, но и люди русской национальности. Более 70-ти лет Яйлю является центральной усадьбой Алтайско­го заповедника вплоть до сегод­няшнего дня.

Галина Удавленникова